На размышления и ассоциации, изложенные здесь, натолкнула меня беседа с одним давним знакомым, убежденно участвующим в очередном проекте с бинарным маркетингом. Тогда на традиционный вопрос «что новенького?» я, среди прочих новостей, упомянула «апгрейд» плана вознаграждений в своей МЛМ-компании. И, в частности, новые поощрения для менеджеров, совершающих хороший личный и командный товарооборот.
Боже, какой мощный поток я получила в ответ! Как же это плохо нагружать бедненьких новичков ежемесячной нормой, и как аморально дополнительно платить тем, кто ее перевыполняет! Как чудовищно поощрять дистрибьюторов, чтобы они подумать только! больше про-да-ва-ли!! Но конечно, с великолепным скепсисом завершил тираду мой приятель, что с вас взять, это же товарная компания, у нее другого выхода нет, вот вы и продаете…
Разубеждать его в чем-либо не имело смысла, поэтому мы вскользь обменялись новостями и попрощались.
Чуть позже я подумала: какая классная, хрестоматийная иллюстрация! Вековое славянское ожидание чуда «по щучьему велению» прекрасно пристроилось на загривке известной американской экономической модели. В результате родился монстр-мутант с разрушительным влиянием на имидж и функционирование всей индустрии.
Имя сему демону многоуровневая халява.
В стихийные времена МММ (не путать с МЛМ!), устами легендарного Лёни Голубкова был изречен слоган: «Я не халявщик, я партнер!». Сей перл вполне достоин быть девизом довольно весомой части дистрибьюторов зоны .РУ. На что и уповаем-с: кто не слышал презентаций, где обещают златые горы! Тем, что вы купили, можете и не пользоваться (если вы вообще в курсе, что именно вы купили)! И много делать не надо половину работы за тебя уже сделали лидеры! только приди в компанию N и приведи двух-трех друзей!
И идут, гонимые жаждой сделать поменьше, а получить побольше. И приходят к сокрушительным обломам, ибо так не бывает. И уходят, кляня спонсоров, фирму, индустрию в целом и родственников, периодически напоминающих об одолженных на то-что-вы-купили деньгах. И объявления дают: ищу любую работу с высокой оплатой, интим и сетевой маркетинг не предлагать. Занавес.
Друзья! Знатоки сетевой индустрии, кто изучал истории компаний, читал и писал мудрые книжки, рассылал умные рассылки просветите меня, плиз: назовите за полувековую историю МЛМ хоть одну компанию, которая работала без продаж и просуществовала более 2-3 лет!
Amway и другие ветераны системы живы и процветают десятилетиями только потому, что их дистрибьюторы неустанно продают. Не только потребляют, а именно продают, то есть постоянно проводят презентации товара и обслуживают внешних клиентов.
Модная нынче рекламная фраза «клиент зарабатывает деньги» парадокс по сути своей. Ибо во все времена функцией клиента, покупателя было деньги тратить, а зарабатывать было привилегией продавца. На чем, собственно, и держится мировая экономика со времен появления первых пра-денег. Не говоря уже о том, что отсутствие внешнего клиента классический симптом пирамидальности…
Кроме того, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Назвавшись не продавцом, а клиентом, вы автоматически программируете себя покупать, покупать и покупать. И как правило, в «потребительских» проектах у особо рьяных «покупателей» суммы затрат, увы, значительно превышают суммы доходов…
Еще один аспект славянского мышления специфическое восприятие свободы. Вспомните эпизод из изумительного фильма «Убить дракона»: горожане, освободившись от драконьей тирании, с криком «свобода!» бьют соседские окна.
Свобода-то есть, а вот делать-то с ней чего?
Если человек из западного мира воспринимает тезис «у вас нет начальников» как возможность проявить деловую инициативу, то 95% постсоветских граждан оценивают ее совершенно по-другому: нет начальства можно сачкануть. Это в генах, это за десятилетия неотъемлемо вросло в наше подсознание, как три закона роботехники в позитронный мозг.
Обаяние симбиоза «сачкования» и «халявы» настолько велико, что иной гражданин (или гражданка) приходит в себя только тогда, когда многочисленные «проекты» оставляют его не только без средств, но и без крыши над головой. Знаю несколько таких семей, и наблюдать за этой деградацией было страшно. На меня смотрели горящие алчностью фанатические глаза, желавшие много и сразу. Немудреная рутина товарной дистрибьюции их не прельщала. Общаться становилось все сложнее, и где эти люди сейчас я не знаю. В любом случае, дай им Бог рассудка и удачи.
А вот еще иллюстрация, совсем свежая. Один вполне уважаемый человек, за два года до пенсии решивший подыскать подходящую МЛМ-компанию, обратился ко мне за информацией. Посмотрев презентационные материалы, этот мужик выдал «фразу сезона»: «Фирма конечно у вас хорошая, солидная, но это ж надо товары пропихивать! Я, наверное, лучше пойду в фирму NN там, конечно, больше на пирамиду похоже, но зато пропихивать не надо ничего»…
Я говорю: «Супер! Вот вы работаете в Лукойле, на заправке? вы же там пропихиваете бензин! А жена в супермаркете? и пропихивает кур, сыр, яблоки…» Мы посмеялись, еще раз все-таки обменялись телефонами, и я искренне поблагодарила этого человека по крайней мере правду сказал, время пощадил свое и мое…
Смешно? Да, смешно на первый взгляд. На самом деле это страшно. Страшно хрестоматийностью своей. Страшно цинизмом, жаждой «шары», пренебрежением экономическими законами… Страшно невежеством.
Есть дистрибьютор, который консультирует клиента. Есть товар, который стоит денег. Есть клиент, который платит за товар. Есть деньги, которые получает дистрибьютор за свой труд. Это жизнеспособный механизм существования на рынке, который еще никто не отменял.
Если вы приходите в маркетинговую компанию (в настоящую маркетинговую компанию!) вы включаетесь в систему организации продаж. Продвижение товаров и услуг это плоть и кровь настоящей дистрибьюторской работы. Организовать бизнес то есть научить новичков продавать может только тот, кто научился сам и делает это. Настоящий бизнес, с долгосрочным стабильным доходом, можно построить только на организации стабильного товарооборота собственного сектора системы продаж.
Все, кто хоть немного знаком и с сетевым, и с традиционным бизнесом, знают это давным-давно, и ни один вновь изобретенный велосипед пока еще не доказал своей жизнеспособности.
Поэтому да будет продажа, ибо она нас кормит.
Да будут продавцы, ибо на них держится индустрия.
Да будут мастера искусства продаж, ибо они учат нас становиться богатыми.
И да будут компании, которые поощряют хороших продавцов ибо им суждены долгие и долгие годы процветания.