Вторжение многоуровневого маркетинга в Интернет придало слову «сетевой» очаровательную двусмысленность. Я поняла ее в полной мере года три назад, когда в своем объявлении в газете употребила словосочетание «сетевой бизнес» и среди позвонивших оказалось несколько компьютерщиков. Тогда блистала компания французско-ирландского происхождения, и тогда же в МЛМ-ном лексиконе впервые появились магические словечки: провайдер, веб-страница, и-мэйл, хостинг, мегабайт… С замиранием и придыханием их изрекали на каждой презентации, попутно перечисляя достижения мировых компьютерных монстров Гейтса, Делла, Безоса… Тогда же в обиходную речь впервые прокралось чуднОе, футуристическое, инопланетное: «электронная коммерция».
Боже правый, только сейчас видно насколько детским был этот лепет, насколько наивной игра в интернет-бизнесменов. Большинство из этих «е-коммерсантов», кроме сайта компании и мейл.ру, других адресов и не знало (скажу по секрету, многие не знают и до сих пор:)). Но слова «электронная коммерция» привились неизлечимо (спасибо, французы!). Считанные месяцы, и сетевики зоны «ру» ринулись осваивать Всемирную паутину. Оглядываться, адаптироваться, адаптировать ее самоё… В газетах появились характерные объявления: «Электронную коммерцию не предлагать». Эпоха началась.
Как любая детская болезнь, МЛМ-ная компьютерная неграмотность со временем стала исчезать. Сетевики осваивали нехитрый «народовский» дизайн, юзали аську и одиго, заселяли легендарные ныне форумы, спамили, звонили через Ай-пи… На страницах МЛМ-ной прессы появился новый персонаж: юноша в галстуке Дмитрий Смакотин (О как! Так меня еще не называл никто!! Д. С.), чьи материалы вполне доходчиво объясняли сетевику, почему и как именно использовать Интернет в качестве бизнес-инструмента и бизнес-среды.
Новым откровением для сетевого мира был виртуальный товар. Компьютерные обучалки для «чайников», которые «не надо носить в сумках», веб-странички с красочными конструкторами, где при регистрации новичок сразу же видел самое сладкое в мире слово свое имя в шапке сайта! Кто-то ограничивался страничкой-шаблоном, выдаваемой компанией при регистрации. Кто-то шел неизмеримо дальше, и предъявлял миру (после трехчасового потения перед экраном) на ядовито-ярком фоне фотографию себя любимого, с любимой собачкой на руках, а ниже воззвание: «Добро пожаловать в лучший в мире бизнес!» Это была вторая волна. Она вполне успешно плещется и сейчас.
Третья волна проявилась совсем недавно, как закономерное продолжение первых двух. Детские игры в «электронную коммерцию», подростковая «Я-шность» пионеров виртуального продукта (эй, мир, а вот и МЫ!) постепенно интернет-МЛМ взрослел и превращался в реальный, хоть и маленький, сектор электронной коммерции. Мультяшные конструкторы и «народовские» агитки постепенно уступали место вполне профессиональным дистрибьюторским сайтам: с каталогами товаров и консультациями по их применению, с подборками статей из профессиональной прессы, с конференциями и обучающими материалами. Передовое дистрибьюторское сословие решительно постучалось в двери е-коммерс.
Но это были единицы. Дистрибьюторы большинства компаний в массе своей как были, так и остаются безнадежными «чайниками», для которых периодические визиты на сайты компаний пожалуй, единственная оказия заскочить в Сеть. Если, конечно, у компании есть сайт, на который зачем-то требуется заскакивать.
Сегодня для цивилизованного человека не освоить компьютер это все равно, что не уметь читать. В числе базовых ценностей МЛМ всегда были образование и личностный рост. Дистрибьютор же, не осваивающий новые инструменты и новую информационную среду, остается и будет оставаться неграмотным человеком. Отсюда чудовищное незнание объективной информации, как о своих компаниях, так и об индустрии в целом. Отсюда безобразные в своем дилетантизме и жуткие в своей безапелляционности презентации. Отсюда повальное и пугающе настойчивое наступание на грабли многочисленных пирамид.
Если фирма культивирует «совковость» (чем меньше дистрибьютор читает, тем лучше; чем грамотнее тем опаснее) тогда такой средневековый подход понятен. Компании же, всерьез работающие на рынке, серьезно относящиеся к профессионализму своих дистрибьюторов, постепенно внедряют компьютерную грамотность и пользование Сетью как один из базовых инструментов ведения бизнеса. На сайтах компаний появляются личные виртуальные офисы, а сами сайты перерастают в интернет-магазины. Дистрибьюторы обзаводятся банковскими картами для онлайн-платежей. По сути дела, они становятся ходячей рекламой интернет-магазина компании.
Это третья волна симбиоза сети и Сети. А на горизонте появилась четвертая. Компании с такой моделью можно пересчитать по пальцам. В мире. Точно могу сказать, что в СНГ такая компания одна. Где у дистрибьютора есть выбор: либо работать по вышеописанной модели, либо купить у компании фирменное программное обеспечение, чтобы на его базе построить ПРОДАЮЩИЙ веб-ресурс по всем законам электронной коммерции. Этакий вариант электронного франчайзинга, носящий новое имя: интерсетевой маркетинг.
У такой модели есть будущее, так же как есть оно у всей индустрии электронной коммерции. Присутствие дистрибьюторов в Интернете вскоре достигнет той критической массы, при которой с этим явлением невозможно будет не считаться. Культивируя всходы е-коммерс, компании обеспечивают себе прочный фундамент для позиций в этой непростой, но перспективнейшей бизнес-среде. Показательным может служить то, что сегодня даже обучение раскрутке веб-ресурсов становится, хоть и специфическим, но сетевым продуктом.
Теперь задача КАК научить дистрибьюторские сайты продавать продукт. Есть много литературы (в основном зарубежной) на эту тему, но пока ни одна компания, использующая Интернет, не разработала целевой школы для своих дистрибьюторов. Каждый идет опытным путем, коллекционируя собственные шишки. Возможно, обучение созданию ПРОДАЮЩИХ интернет-предприятий будет новой ступенькой в отечественной дистрибьюции. Посмотрим.
P.S. Автор вполне серьезно собирается присоединиться к «коллекционерам шишек», и на сегодняшний день (только по секрету!) тихо бредит адаптацией своего пакетного сайта под коммерческие задачи. Заодно тщательно читает веселый учебник по данному вопросу (американский), с удовольствием узнавая новые словечки из American English, и намереваясь использовать данные там рекомендации. И даже зарегистрировала специальную рассылку, чтобы выкладывать там фрагменты из этой самой книжки для тех, кто решит подхватить этот «вирус». Давайте будем учиться вместе.